Термин «сплит» происходит от английского split (расщепление, раскол) и означает «дробление» акций. Простыми словами, это процесс, при котором одна ценная бумага делится на несколько, как правило, на 3-4, с общей стоимостью, не отличающейся от первоначальной (1 акции). В результате число долевых бумаг растет, цена единицы становится меньше, а капитализация, как и размер уставного капитала акционерного общества, остаются неизменными.
Вполне логично встает вопрос, а для чего это нужно компаниям? Главная цель — привлечь большее число инвесторов. Необходимость в сплите возникает в двух случаях, если:
- При организации предприятия уставной капитал был разделен между учредителями на достаточно крупные доли. Проводя дополнительную эмиссию, уже для обращения бумаг на фондовом рынке прибегают к split. Ведь первоначальная стоимость с большой вероятностью окажется «неподъемной» для большинства розничных инвесторов, а акции окажутся неликвидными.
- В результате резкого скачка цены на акции (с этим часто сталкиваются молодые быстрорастущие компании) спрос на них падает, а следовательно, уменьшается объем торгов. В перспективе это становится неким «тормозом» для дальнейшего развития и может привести к снижению капитализации компании.